10:21

№14

Дыши
"Правдоискатели" в изображении Лескова (по одному или нескольким произведениям).

Повесть "Очарованный странник" рассказывает читателю о жизни Ивана Северьяныча Флягина, полной всевозможных со-бытий. Он повидал и испытал много разного на своём веку. Его жизнь можно разделить на этапы, на каждом из которых герою, открываются новые чувства, он постигает новые тайны.
Первый этап - это жизнь в господском доме. В Иване ещё живо то молодецкое озорство, с которым он хлестанул монаха, случайно заснувшего на возу. Монах этот явился к Ф во сне и предсказал: "Ты будешь много раз погибать, но не погибнешь". Главный герой довольно смел и предан своим хозяевам(спас их)
Второй этап - это воспитание девочки. Такая работа была не очень сообразна с натурой Ивана, но нельзя сказать, что это время прошло бесполезно: Иван узнаёт, что такое родительские чувства.
Затем судьба закинула его из родного края в татарскую степь. На этой ступени ему открылись новые чувства: тоска по ро-димой земле и надежда на возвращение. За время плена они сильно развились во Ф; наверное, по этому герой смог вырваться домой. Так же рассказчик обнаруживает твёрдость своей веры: он не принял религии татар.
Вернувшись на Родину Ф запил, но помог "магнетизёр", который навеки излечил Ивана от страсти к алкоголю. Так герой узнал, что такое пьянство, но этим роль "магнетизёра" не ограничилась.
Он дал Ф новое понятие - любовь к Груше. Ему никогда не встречалось ничего подобного, и она перевернула в Иване всё. Ф ценит красоту Груши , но все же сталкивает ее с обрыва, чтобы она не положила на себя грех самоубийства.
Очередной этап - служба в армии. Ради облегчения чужой души и искупления своих грехов, он воюет на Кавказе, надеясь там умереть. Но настоящая погибель не приходит и, казалось бы, неминуемая смерть (во время переправы) обходит героя сторо-ной.
И последний этап. Когда Иван стал Монахом его не оставляют те страсти, которые его преследовали раньше, например, бес, подтолкнувший Ф к конфликту с окружающими. Видно, что многие мотивы повторяются, и настоящая погибель, о которой говорил убитый монах, ещё не пришла.
ИСФ олицетворяет собой идею русского характера. Он находится в постоянных исканиях, поисках себя. Это русская нату-ра, требующая развития, стремящаяся к духовному усовершенствованию.
В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Ф не успокаивается. Он хочет пойти на войну и говорит: "Мне за народ очень помереть хочется". Это символизирует главное свойство русского человека - готовность пострадать за других, уме-реть за Родину.
Лесков показывает как положительные, так и отрицательные черты Ф, свойственные русскому характеру. В лице Ивана Се-верьяныча Флягина мы видим народный характер с его добротой и жестокостью, хитростью и простодушием, легкомыслием и глубоким сопереживанием чужому горю, грубостью и поэтическим восприятием мира, с эгоизмом и самопожертвованием, го-товностью пострадать за других.
Лесковские герои - праведники. Они несут в свет правду. Они помогают чужому горю и не остаются безучастными. Это бескорыстные люди, чувствующие настоящую красоту жизни. Все они ничего не требуют взамен. Они отдают себя полностью ради счастья других. Правдоискатели Лескова для писателя образцом служения Родине и народу.

@темы: Учебная тупизна^^

10:18

№31

Дыши
ЛИЧНОСТЬ И НАРОД В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"

В произведении ВИМ мы ясно видим, созданные Т образы выдающихся личностей, образ несокрушимого русского народа. Величие русского народа, его беззаветная любовь к родине, стойкость в борьбе нашло отражение в романе. Изображению простого народа автор ВИМ уделяет много внимания.
Наполеоновское начало воплощено в романе не только в образе его главного носителя - Наполеона Бонапарта, но и в образах целого ряда персонаже как центральных, так и второстепенных. Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина. Между этими очень разными героями есть одно существенное для Толстого сходство: в своем отношении к народу эти люди стремятся возвыситься над ним, стремятся управлять народом.
Наполеон считает, что он управляет огромными массами, решает судьбы людей, но писателю он видится ничтожным. Толстой отказывается признать желания "великих людей" быть причинами событий огромного исторического масштаба. Т считает, что если один человек решит изменить ход истории, то этому должно будет способствовать множество совпадений. "Личность не может изменить историю" - таково собственное мнение Т.
Их отношение к народу складывается из представления, что это просто толпа, беспре-кословно повинующихся повелителю. Но так ведет себя именно толпа, которой становятся польские уланы, изображенные Толстым в сцене переправы через Неман.
Толстой не считал простой народ легко управ-ляемой однородной массой. Его понимание народа гораздо глубже. В произведении, где "мысль народная" стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера, воплощенные в таких персонажах, как Тихон Щербатый, - партизан, жестокий и безжалостный по отношению к врагам, характер естественный, но Толстому малосимпатичный; и Платон Каратаев, который относился по-человечески ко всем, кто его окружал. Характеры Тихона и Каратаева противоположны, но оба они - отраже-ние разных сторон сложного и противоречивого народного характера. Народ для Толстого - это море, в глубинах которого таятся неведомые и не всегда понятные силы. И это море Толстой отнюдь не склонен был идеализировать (пример, бунт в Б).
Не случайно для того, чтобы показать мощь народного движения, Т обращается к войне 1812г. Война заставляет каждого действовать и поступать так, как надо поступить. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству.
Таким образом, мир- это не бездушная толпа, а она состоит из отдельных личностей, не потерявших своей ин-дивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу из соображения, что жить в ней под властью Бонапарта нельзя, даже если тебе непосредственно не угрожает никакая опасность. Участниками становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам. Все они деятельные участники народной жизни. В противоположность безликой толпе появляются люди, каждый из которых ощущает, что от него зависит исход событий и что причина этих событий - все они, а вовсе не Наполеон или Александр. Очень сильно почувствовала это единение Наташа во время молебна по случаю войны, понимая, что мир - именно как "все вместе, без различия сословий".
Герои Толстого способны жить общей жизнью, все вместе. Изобразить жизнь мира - вот задача Толстого, создающего "эпопею народной жизни". И в образе Кутузова Толстой воплощает свои представления о том, каким должен быть человек, поставленный во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущает себя участником народной жизни. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности

@темы: Учебная тупизна^^

10:17

№37

Дыши
БОРОДИНСКАЯ БИТВА - КУЛЬМИНАЦИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это мо-мент наивысшего напряжения, момент концентрации народ-ной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев - Андрея и Пьера.
Бородинское сражение в романе описывается, главным об-разом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, до-брый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачиваю-щиеся ба-тальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Ранее Пьер много слышал о роли военного плана, о значимости правильно вы-бранной позиции. И приехав, он прежде всего пытается разо-браться именно в во-просах военной тактики. Л.Н. Толстому нравится наивность героя. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюб-ленный прием: сначала дает "вид сверху", а затем - "изнутри". Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война гла-зами новичка. Дважды Пьер ох-ватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а "живую местность". В начале битвы дается вид с высоты. Пьера поражает вид самого сраже-ния. Перед ним открывается изумительная по красоте и оживлению картина поля битвы, освещенного лучами утреннего солнца. И Пьеру хочется ока-заться там, среди солдат. В тот момент, когда герой вступает "в ряды пехотных солдат", он остро начинает ощущать силу народного патриотизма. Народные и солдатские сцены здесь также даны с точки зрения Пьера. Именно простота и искрен-ность Пьера в этом случае становятся свидетельством великой истины: народ - основная сила русской армии в Боро-динской битве. Он слышит солдатские разговоры и не столько умом, сколько сердцем понимает их величественный смысл. Пьер внимательно наблюдает за ополченцами и, как и сам Толстой видит крайнее напряжение нравственной силы сопротивле-ния русской армии и народа. Вскоре Пьер встречает Андрея Болконского, который теперь уже не служит в штабе, а принимав непосредственное участие в сражении. Он тоже больше верит в военную науку, но точно знает, что сила народа сейчас велика, как никогда. По его мнению, исход сражения зависит того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство - народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Волконского в том, что русские непременно победят. "Завтра, что бы там ни было, - говорит он, мы обязательно выиграем сражение!". И с ним совершенно согласен Ти-мохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это "не такой день".
В жарком бою, на батарее Раевского писатель глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойко-сти. Простые люди - солдаты и ополченцы - и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее ста-новится сила народного сопротивления.
Подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Он является выразителем народного духа. Вот что думает о нем князь Андрей Волконский перед Бородинским сражением: "У него не будет ничего своего. Он ничего не придума-ет, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему по- лезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли... А главное почему веришь ему, - это то, что он русский...".
Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но "выигранное сражение" не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходи от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни. Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен пленных. Была старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов - командир большого активно действующего партизанского отряда. Обладавшая инерцией наступления и значитель-ным численным превосходством, французская армия была остановлена при Бородине. Пришел логический конец наполеонов-ским победам, и это нанесло решающий нравственный удар наступательному духу завоевателей. Весь ход войны в России неук-лонно под-тачивал славу Наполеона. Вместо блистательного поединка шпаг он встретил дубину народной войны. Л. Н. Толстой ис-торически верно рассматривает сражение под Бородином как поворотный момент войны, определивший дальнейшую ско-рую гибель французской армии.
Более того. Лев Николаевич Толстой наглядно показал, что в сражении при Бородине сказалось именно нравствен-ное пре-восходство русской освободительной армии над фран-цузской - грабительской. Писатель расценивает Бородин-ское сражение как победу моральной силы народа России над Наполеоном и его армией.

@темы: Учебная тупизна^^

10:16

№28

Дыши
Любимые герои Толстого в романе ВИМ.

Из под пера Т вышла новая форма историч. романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историч событиями он показывает быт помещичьей Р и мир аристократич общ-ва. Здесь показаны представители различн слоев дворянства.
Представителями передового, мыслящего дворянства явл-ся ПБ и АБ, к которым писатель отн-ся с большой симпатией. Впервые Т знакомит нас с АБ в салоне АПШ. АБ не похож на остальных. Он чувствует пошлость, призрачность жизни людей своего круга. Это порождает в нем жажду настоящей жизни и больших свершений. Возможность их осуществления он видит в военной службе. Писатель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице кн. Т показывает, что АБ все порядком надоели, что он с презрением отн-ся к светскому общ-ву, это презрение передалось ему от отца. Людей, собирающихся в салоне АПШ он называет "глупым обществом", т. к. его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Именно поэтому он и идет в армию: "Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!" Единственный человек, к которому он относится с симпатией - ПБ: "Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света".
На войне кн А мечтает совершить подвиг, жаждет большой личной славы. Чтобы добиться своего, Б появляется в самых опасных местах сражений, но невиданного подвига совершить не удалось. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровался в своих мечтаниях. Тяжело раненый, оставаясь на поле сражения, Б переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое и справедливое.
Кн. А - богато одаренная натура. АБ получил хорошее образование и воспитание. Он живет в эпоху фр рев и Отеч войны 1812 г. В этой обстановке он ищет смысл жизни. Сначала его мечты о славе, но ранение на Ауст. поле приводит героя к разочарованию. Вообще, история его жизни - это цепь разочарований: сначала в славе, затем в общ пол деят-ности, и, наконец, в любви.
Живя в Богучарове, кн. А перечислил одно имение в 300 душ в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в Р, доказывающий прогрессивность его взглядов). Он - истинный патриот, это можно доказать тем, что он отказался служить при штабе. Он не может терпеть несправедливости, царящей в рядах офицеров. Он чувствует ложный патриотизм штабных офицеров.
Далеко не случайно, что А суждено умереть на героическом взлете русской жизни, но АБ умер не только от раны, его смерть связана с особенностями хар-ра и положения в мире людей.

@темы: Учебная тупизна^^

10:14

№32

Дыши
Женщина в семье и в обществе.

Женская тема занимает важное место в романе ВИМ. На одном из полюсов - великосветские красавицы - Элен Курагина, Жюли Карагина, А.П. Шерер, Вера - внутренняя пустота, ничтожность. Вместо подлинных человеческих чувств - денежный расчет. Ярким примером может служить замужество Элен на Пьере после того, как он получил в наследство одно из самых богатых имений в Р. Т показывает великосветских красавец в семейном быту. Семья, дети не играют в их жизни никакой роли. Элен смеется над Пьером, говорящим, что супругов должна связывать любовь. Элен - бездуховность, пустота, суетность. Ничтожности жизни Э вполне соответствует заурядность ее смерти.
На другом полюсе - любимые герои Т - княжна Марья и НаР. Они живут сердцем, а не умом. В отличии от АПШ, ЭК, ЖК, женская духовность заключается у них не в увлечении политическими и другими "мужскими вопросами", а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Для них семья - это все. Наташа и Марья являются хранителями семейных устоев. Марья чутко понимает детей, она, как будто, видит их душу, а НаР остается хранительницей ценностей народной жизни. Женщины, по Т - хранительницы семейного очага, должны воспитывать детей, а их много и у На и у княжны Марьи - в этом высшее предназначение женщины на Земле. Дочь, сестра, жена, мать - вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Т. Мы видим патриотизм М и Н в период нашествия Ф на Р.
Кн. Марья с ее евангельским смирением особенно близка Т. Княжна мечтает о замужестве, о собственной семье, о детях. В эпилоге Т рисует картины семейного счастья кн. М с НикРос, подчеркивая этим, что именно в семье обрела кн. М подлинный смысл жизни.
Любовь составляет сущность жизни НР. Юная Н любит всех. Сближение, а потом разлука с кн А, сделавшим ей предложение, заставляет внутренне страдать Н. Смерть А лишает жизнь Н смысла. Но известие о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать мать от отчаяния. После замужества на П Н отказывается от светской жизни и всецело отдается семейной. Таков, по Т, идеал семейного счастья. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини.
Мне кажется, мысли Т о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни, и многие наши современницы выбирают то, что выбрали героини Т.

@темы: Учебная тупизна^^

10:13

№29

Дыши
Война 1812г. в судьбах героев романа.

История России знает немало войн. И всегда они несли смерть и горе, несчастье и страдания. Но никто до ЛНТ не показал войну с такой художественной силой. Писатель отрицает войну вообще, считая ее величайшим проявлением зла. "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…"
Война 1812 г. совершила крутой переворот в мировоззрении многих героев, и особенно П. Война выводит его из ничтожной среды, устоявшихся привычек, которые связывали и подавляли его. Поле Бородинского сражения открывает П новый, ранее не знакомый ему мир простых людей. В окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они. Он понял, что народ - носитель лучших нравственных качеств. "Солдатом быть, просто солдатом". Оставшись в М, П попадает в плен. В плену П испытал одно из самых страшных переживаний в своей жизни. Сначала его привели на допрос к маршалу Даву, и, неожиданно, может быть даже для самого себя, Дову не приказал расстрелять П. Но П видел расстрел других пяти русских приговоренных. Больше всего ему запомнились лица солдат. Когда они убирали и закапывали трупы, они старались не смотреть друг другу в глаза и старались убирать мертвых как можно быстрее. У многих солдат тряслись руки, они были бледны, напуганы. То же самое видел П, когда они шли пленными из М, и французы добивали больных и отставших. Так погиб Платон Каратаев (ПК), один из лучших людей, по словам П, которых он знал. Знакомство в плену с ПК способствует формированию нового взгляда на жизнь. "ПК остался навсегда в душе П самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого". Стоит сказать, что ПК - любимый образ самого Т. ПК научил П многому, после чего, я думаю, П сильно внутренне изменился, стал чист душой.
По иному сложилась судьба князя А. В начале, разочаровавшись в государственной деятельности, испытав кризис в любви к Н, он также возрождается в дни народного бедствия. Кн Б уезжает на фронт, пытаясь найти душевное равновесие, спокойствие. Но пребывание в армии не приносит ему удовлетворения, а ответ на мучивший его вопрос о смысле жизни находит А не совершении воинского подвига, а в величии и чистоте "высокого и бесконечного неба Аустерлица". Все остальное для нег - "пустое, все обман". Война для него - явление бессмысленное и гадкое Но смерть оборвала его нравственный поиск. Война пришла в жизнь и сломала ее. Она убила кн А, она лишила Соню Николая, она убила Петю, ВОЙНА ОГРАБИЛА ВСЕХ".
Милосердие становится основой поведения Н и Марьи (Р-ы берут на повозки раненых солдат). Н, потрясенная смертью любимого человека, испытывает чувство "ужаса перед уничтожением жизни".
Так или иначе все герои Т сталкиваются с войной. Она врывается в их судьбы, разбивает сердца, калечит жизни.

@темы: Учебная тупизна^^

10:11

№24

Дыши
"Двойники" Раскольникова и их роль в романе ПИН

Двойниками Р в романе являются Свидригайлов (С), Лебезятников (Ле) и Лужин (Лу). Но в романе также есть и антиподы Р. Соня, Порфирий Петрович (ПП) и Разумихин (Раз) соответственно. Говоря о героях романа и их связи с Р двойников и антиподов можно разделить на три "линии": Лу-Р-Раз, Ле-Р-ПП, С-Р-Соня.
Рассмотрим связь Р с Лу (двойником) и Раз (антиподом). Лужину присущ рационализм или рациональный эгоизм. Все свои поступки он делает только для своего блага, например он хочет жениться на Дуне, очень бедно живущей сестре Р, чтобы облагодетельствовать ее и безраздельно над ней властвовать. В то же время Раз присущ альтруизм (служение людям). Он хочет и пытается совершать благие дела, например ухаживает за Р. Схожесть Р с Лу в том, что в его характере прослеживается разумный эгоизм. Но ему также присущ единичный альтруизм. Он тоже совершает поступки, достойные уважения, например, дает Катерине Ивановне деньги на похороны мужа.
Говоря о связи Р со С и с Соней можно сказать, что Свидригайлову присущи безверие и своеволье, а Соне - глубокая вера и христианское смирение. Сходство Р со С прослеживается в теории Р (там тоже есть безверие(отсюда и право сильных людей на преступление)). Но Р ищет веру и в конце концов "приходит" к Богу и в этом он схож с Соней.
Лебезятников - нигилист, он отрицает семью, общественные нормы, ему присущ "пошлый нигилизм". ПП "проповедует" закон, и ему даже присуща апология закона (чрезмерное его восхваление). В своей теории Р тоже говорит о подчинении закону, но только "тварей дрожащих".
Все "двойники" Р призваны показать, что бы могло произойти, если бы такая теория, какая пришла в голову Р, пришла бы в голову воистину безжалостному человеку, который бы не остановился бы ни перед чем и переступал бы через людей без малейшего сожаления и волнения души.

@темы: Учебная тупизна^^

10:09

№27

Дыши
Человек и окружающий его мир по Достоевскому.

В романе ПИН мы встречаемся не с парадной стороной Питера, а с узкими лестницами, облитыми помоями, дворами, похожими на колодцы и с коморками, в которых живут герои романа. Ярким примером жалких проходных комнатушек, в которых ютятся низшие слои Питера являются комнаты Р, Сони и Марм-ых. Р живет в "крошечной клетушке, шагов в 6 длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…" Его комнатушка похожа на ГРОБ или ШКАФ, Р ощущает себя в ней, словно в тюрьме и постоянно стремится вырваться из этой мрачной обстановки, но и вне своей комнаты он не находит успокоения. На улице он встречает много примеров бесправия, бесчеловечности, равнодушия к нуждам и судьбам людей, унижения, беспредела, царящего в обществе Питера того времени. Именно в такой обстановке и могла зародиться его теория Р. Ничем не лучше и проходная комнатушка М. Описанная Д убогая обстановка этой дыры наводит на мысль о невозможности жизни семьи с тремя маленькими детьми в таких условиях.
На улицах П стоит страшная жара, духота, толкотня. Всюду известка, леса, кирпич, известка, пыль. На улицах стояла та "особая летняя вонь, знакомая каждому петербуржцу не имеющего возможности нанять дачу".
Большое значение в романе приобретают сцены, разворачивающиеся в многолюдных местах. Достоевский часто выносит действие на улицу, на площадь, в распивочную. На фоне этого постоянного многолюдья еще острее воспринимается одиночество, не только главного героя, но и большинства других героев романа.
Р встречает много эпизодических персонажей на одно лишь мгновение попадающих в поле зрения писателя: это и ребенок распевающий "надтреснутым голосом "хуторок"", и утопленница, бросившаяся с моста в реку, и пьяная девочка на бульваре и многие другие.
Особое внимание Д уделяет не просто описанию убогих интерьеров комнат, но также он обращает наше внимание на цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нищеты. Многие из предметов, окружающие Р имеют именно этот цвет: желтые обои и желтая мебель в комнате старухи- процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо М, желто- серые дома, желтоватые обои в комнате Сони.
Все это постепенно складывается в целостную картину мрачной, бездушевной жизни, помогает лучше понять, чем рождена теория Р.

@темы: Учебная тупизна^^

10:08

№23

Дыши
Теория Р и причины ее крушения.

Теория, возникшая у Р могла возникнуть только в такой обстановке, в какой жил Р. Он был задавлен бедностью, жил в жалкой комнатушке, видел вокруг себя униженных и оскорбленных людей.
Впервые Р вынес свою теорию, заключающуюся в достижении своей цели любыми средствами, на суд общественности в статье "Право на преступление", которая была напечатана в журнале за полгода до преступления.
По теории Р все люди делятся на 2 категории: необыкновенных ("правоимеющие"), движущих человечество вперед и обыкновенных ("тварей дрожащих"), материал служащий только для воспроизводства себе подобных. Чтобы проверить свою теорию и доказать себе, что он не "тварь дрожащая", он идет на преступление, на убийство старухи-процентщицы ("Мне другое ннадо было узнать: Тварь ли я дрожащая или право имеющий")
2 мотива породили теорию: наполеоновская идея сверхчеловека, бунтарский мотив. В нап идее сверхчел можно выделить идею сверхчеловека, как таковую ("Обыкновенные люди должны жить в послушании и не имеют право переступить законы", "Кто много посмеет, тот у них и прав, кто на большее посмеет плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех сможет посметь, тот у них и всех правее"), идея демонической власти ("Нет, те люди не так сделаны. Настоящий властелин, кому все разрешается громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит 0.5 миллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне") и идея вседозволенности (Р разрешает кровь по совести, он считает, что все великие люди прошлого - преступники, т.к. сильная личность живет по другим законам и разрешает себе все: убийство, преступление).
Бунтарский мотив заключается в бунте одного человека (личности) против общества, законов. Бунтарский мотив - это протест Р против реальности преступления. Сюда входит и мессианская идея Раскольникова ("Я только не захотел проходить мимо голодной матери, зажимая в кармане свой рубль, в ожидании всеобщего счастья").
Но Р не понимает, что чувство любви и сострадания - главное в человеческом обществе. Забыл Р и о том, что того, кто преступил закон, пролил кровь, будет вечно мучить совесть и он всегда будет оставаться в одиночестве. Р постепенно приходит к осознанию ложности своей теории. Вначале Р не разочаровывается в своей теории, а убеждает себя в том, что он оказался слабым человеком. И лишь прожив год на каторге, он видит сон (все рубят друг друга) после которого он окончательно осознает, что его теория в корне неверна. Он осознает, что если каждый возомнит себя право имеющим, то в обществе воцарится хаос.

@темы: Учебная тупизна^^

10:04

№34

Дыши
Пути духовных исканий героев Л.Н. Т. (14,2)

Т, задумывая роман ВИМ, говорил: "…Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живущих в самых выгодных условиях жизни, свободных от бедности, от невежества и независимых…"
ЛНТ создавал роман ВИМ в бурную эпоху русской жизни, после падения крепостного права. В Р шла напряженная общественно-политическая борьба. Одним из ведущих философских и политических вопросов стал вопрос о роли народа и личности в истории. В центре его внимания, как весь русский народ, так и сложные судьбы отдельных людей, пути формирования их личности. В мире напряженных исканий смысла жизни живут главные герои романа АБ и ПБ. Постепенно меняется образ их жизни, внутренний мир.
АБ чувствует пошлость, призрачность жизни людей своего круга. Это порождает в нем жажду настоящей жизни и больших свершений. Возможность их осуществления он видит в военной службе. Кн А мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумиром является Нап. Чтобы добиться своего, Б появляется в самых опасных местах сражений, но невиданного подвига совершить не удалось. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровался в своих мечтаниях. Он чувствует ложный патриотизм штабных офицеров. Тяжело раненый, оставаясь на поле сражения, Б переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое и справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Дальнейшие события приводят его к мысли, что он должен жить для себя и своих близких. Но натура князя А не может ужиться в таком узком мирке. Слова ПБ: "Надо жить, надо любить, надо верить" глубоко запали в душу А и способствовали возрождению его к жизни. Он понял, что нужно жить так, "чтобы не для одного меня шла моя жизнь".
Так же, как АБ, ПБ ищет ответа на вопрос: что делать, чему посвятить свою жизнь. Не видя своего места в жизни, не зная, куда деть огромные силы, П ведет разгульную жизнь. Он понимает, что такая жизнь не для него, что должен вырваться из этого общества, но у него не хватает на это сил. Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. После брака с ЭК он понимает свою ошибку, понимает, что был обманут. После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. П верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни". Делая добро людям, П уверен, что в этом состоит смысл его жизни.
Война 1812г. совершила крутой переворот в мировоззрении П. На поле Бородинского сражения ему открывается новый, ранее не знакомый ему мир простых людей. Ему хочется стать "солдатом, простым солдатом". Во французском плену он знакомится с Платоном Каратаевым, имевшим огромное влияние на формирование нового взгляда на жизнь. После возвращения из плена ПБ сильно внутренне изменился. Женившись на Н, он счастлив и теперь его волнуют общественные проблемы. Он считает, что политический гнет, тяжелое положение общества могут быть преодолены усилиями честных людей.
По иному сложилась судьба кн А. Разочаровавшись в государственной службе, испытав кризис в любви к Н, он также возрождается душой в дни народного бедствия, но смерть оборвала его нравственный поиск.
Во многом различны, но во многом и похожи главные герои романа. По разному идут они к поиску своего смысла жизни, но оба приходят к выводу, что смысл этот в служении Отчизне и людям.

@темы: Учебная тупизна^^

10:03

№17

Дыши
Проблема счастья, долга, смысл жизни в "Кому на Руси жить хорошо"

Поэма "КНРЖХ" это итог раздумий авторы о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобный сюжету народных сказок построен как путешествие крестьян в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их найти "счастье мужицкое". В поэме решается главный вопрос современности: Народ освобожден, но счастлив ли народ? Возникает и другой вопрос: Каковы пути, ведущие к народному счастью.
С глубокой симпатией Н относится к тем крестьянам, которые не раболепствуют перед господами, не мирятся со своим рабским положением. Это Савелий, Матрена Тимофеевна, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин. Н хорошо понимал, что в сущности никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под ярмом у помещика.
Образом народного заступника Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной "Пир - на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Он - сын полунищего дьячка и батрачки. Он был отзывчивым и любящим сыном. Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа. Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов выбирает трудный путь борьбы за счастье угнетенных. Гриша - поэт. Он придумывает песнь "Русь" в которой воспевает пробудившуюся Россию: "Рать подымается неисчислимая, сила в ней кажется несокрушимая".
Примечательно, что, хотя ГД угрожает сибирская каторга и ранняя смерть, он единственный истинный счастливец во всей этой поэме. Некрасов всячески подчеркивает, что на поставленный его поэмой вопрос "КнРжх?" следует ответить ГД - революционному борцу за народное счастье. Счастье отдельной личности - только в служении народу. Таковы последние строки последней поэмы Некрасова.
Героем поэмы Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ. С первого взгляда народная жизнь, изображенная в этой поэме представляется очень печальной. Но голос пота звучит очень оптимистично. Иначе в сущности и быть не могло, ибо всякая поэма о русском народе, даже такая, где повествуется о его страдании не может не вызвать в поэте светлых и радостных чувств. Н недаром ввел Савелия Богатыря Святорусского - человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Н таких богатырей в русском народе миллионы. Рядом с Савелием в поэме встают образы русских крестьян: Якима Нагого - защитника чести трудового народа, Ермилы Гирина - деревенского праведника, и Матрены Корчагиной, сумевшей отстоять свое человеческое достоинство в условиях произвола и рабства. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали какая несокрушимая сила скрыта в народной душе. Можно было не сомневаться, что у такого народа есть все возможности завоевать себе счастье. Отсюда оптимизм поэмы. Сознание этой нравственной силы народной, предвещавшей победу народу в борьбе за счастливое будущее и было источником той полной оптимизма поэмы Некрасова.
Песнь Грини Добросклонова "Русь" (см. Крестьянскую тему)

@темы: Учебная тупизна^^

10:02

№16

Дыши
Крестьяне в изображении Некрасова (13,1)

Н.А. Некрасов вошел в историю русской литературы, как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. Ведь с его мнениям связаны названия популярнейших журналов прошлого столетия "Современник" и "Отечественные записки". Именно на страницах своих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой жизни русского крестьянина ("Несжатая полоса", поэма "Мороз, красный нос", "Размышление у парадного подъезда").
С раннего детства поэт возненавидел крепостные порядки, царившие в имении отца-деспота. Стихи Н впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателями картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой, и "несжатую полосу" крестьянина, которому (по словам Н) "моченьки нет". В произведениях нашли отклик страдания простого человека. Поэт страстно желает освобождения народа, призывает встать в ряды бойцов за народное счастье, пробуждению гражданского самосознания ("поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" - "Поэт и гражданин").
Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Н. Н был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой, деревню, крестьянские избы. Поэт видел, как тяжела жизнь крестьянина, как он тянет свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу: "Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал". Отдельные эпизоды превращаются в отдельную картину русской действительности. С кем бы не встречались мужики в поэме "КНРЖХ", они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.
Не смотря на то, что в поэзии Н много тоски и грусти, человеческих слез и горя, в них также есть русский размах натуры, который зовет на подвиг, на борьбу.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!

В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!

Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная,
Правда живучая!

Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается -

Русь не шелохнется,
Русь -как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая -

Встали - небужены,
Вышли - непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!

Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!

Эта песня Гриши Добросклонова, которую он поет в конце поэмы "КНРЖХ". В ней Некрасов показывает положение России в то время. Но также в ней сквозит уверенность в неизбежности становления счастливой жизни. В этой песне используются следующие выразительные средства языка: инверсию: "В рабстве спасенное сердце свободное", "рать подымается - неисчислимая"; анафору: "встали - небужены, вышли - непрошены", эпитеты: "правда живучая", "рать неисчислимая".

@темы: Учебная тупизна^^

10:00

№15

Дыши
Женская тема в поэзии Некрасова. +стих

В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание женской теме. В этом он не похож на остальных русских поэтов. В основном, героини его произведений - бедные женщины. Их дорога не посыпана цветами, не так просто им все дается. Но стоит заглянуть в их душу, как видишь, какая это прекрасная душа. Многострадальная, но не теряющая веру, измученная, но не сломленная.
В стихах прослеживаются образы женщины-крестьянки, матери, декабристки. Разные героини встречаются в произведениях Некрасова, но у них много общего. Некрасов не может обойти судьбу русской крестьянки. О горестях судьбы женской пишет Некрасов в поэме "Мороз красный нос", тут мы видим крестьянку, потерявшую мужа. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" - эта женщина, которая сама отзывается о своем счастье: "Ногами я не топтана, веревками не вязана, иголками не колота, чего же вам еще?" А в поэме "Русские женщины" говорится о тех, кто, отвергнув все, что у них было, пошли за своими мужьями на встречу невзгодам в глухую Сибирь. Также часто можно встретить образ матери.
Некрасов восхищается тем, сколько же сил в русской женщине. Во многих его произведениях женщины совершают поступки, воистину достойные уважения и преклонения. Они идут на большие лишения ради своих детей, мужей.
Н показывает, что не так просто сломить русскую женщину, что есть в ней врожденная гордость. Она не хочет показывать своего горя, никогда не стала бы унижаться ради себя. Только ради близких, любимых людей готова она понести оскорбление. Поэт восхищается русской крестьянкой за работой. В ней сочетается спокойная красота с огромной силой, как телесной, так и духовной. "Красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива, во всякой работе ловка".
Н показывает, как радуется сердце смотреть на рус.жен. во время веселья: "такого сердечного смеха и песни и пляски такой за деньги не купишь". Н описывает рус.жен., как жен, которая не любит бездельничать, на которую можно положиться, для которой семья - главное в жизни.
Тема женской судьбы проходит через все творчество поэта. И в поэмах "Мороз красный нос", "Саша", "Коробейники", "Кому на Руси…", и в лирических стихах. Эта тема, можно сказать, является ведущей, значимой. Так как за трагической жизнью одной крестьянки стоит судьба всего русского народа.

@темы: Учебная тупизна^^

09:58

№30

Дыши
"Мысль семейная" в романе Толстого "ВиМ" (10,2)

Семейная тема пронизывает от начала до конца ВИМ. Существенную роль в романе-эпопее играет поэзия семейных гнезд Б и Р, торжеством семейных начал завершается эпилог.
Эпилог ВИМ - это гимн Т духовным основам семейственности, как высшей форме единения между людьми. Собираются 2 семьи, оказываются женщины - Наташа и Марья. Марья чутко понимает детей, она, как будто, видит их душу, а На Р остается хранительницей ценностей народной жизни. Женщины гасят споры между мужчинами, переводят их в мирное русло. Так женские сердца охраняют гармонию семейной жизни, урезонивают разгорячившихся мужчин и смягчают домашние конфликты. Женщины, по Т - хранительницы семейного очага, должны соединяющие столь непохожие начала Б и Р, а также через ПБ еще и каратаевские начала. Хранителями семейных устоев воспитывать детей, а их много и у На и у княжны Марьи - в этом высшее предназначение женщины на Земле.
Т считал, что именно в семье воспитываются нравственные устои, сущность человека. Поэтому, показывая семьи в развитии, он показывает нам быт и нравы Б и Р. Быт и нравы семьи Ростовых отличаются от оных в семье Б. Семья Р - это простые, русские люди, добрые, чуткие друг к другу, внимательные, заботливые, честные и правдивые, патриоты в полном смысле слова. В доме все говорят на русском языке, чтят русские традиции. В отношениях между членами этой семьи отсутствует лицемерие, фальшь, карьеризм, расчет. Это приветливые, гостеприимные люди, добродушные, радушные, щедрые. В доме Р царит добро, правда, простота. В этой семье крепкие нравственные основы жизни. Р характеризует "Чистота нравственного чувства", чему нет места в высшем свете. Но Т вовсе не идеализирует семью Р. Илья Андреевич Р - безалаберный человек, непрактичный, мот (транжир). Все живут весело, праздно, беззаботно. Несмотря на доброе отношение к слугам, имеют место черты крепостничества.
Семья Б описана с несомненной симпатией. В ней показаны 3 поколения. В этой семье все чрезвычайно деятельные, каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности. Николай Андреевич считал двумя источниками благодетели: деятельность и ум, а двумя источниками порока: праздность и суеверие. Воспитывая свою дочь, он не хотел, чтобы она была похожа на светскую барышню. Поэтому он давал ей уроки алгебры и геометрии и распределил всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Но дети любят его. Отец тоже любил их, но не показывал отцовские чувства. В доме Б никто не выказывал своих истинных чувств, и даже провожая А на войну, он фактически выгнал его, чтобы не показать своей слабости. Также, как и Р Б живут по старинке, по дедовским обычаям, также близки к народу и ко всему русскому, патриоты, способные на искреннюю любовь, чутки друг к другу, заботливы, считают своим долгом служить Родине.

@темы: Учебная тупизна^^

09:57

№13

Дыши
Основные мотивы лирики Фета(10,1)

АФ - один из величайших лирических поэтов 19-го века. Его отличает лирическая дерзость - знак гениальности. Ф подарил рус лирике стихи, выражающие полноту жизни и гармонию бытия. Фетовская лирика - это единение с природой. У Ф нет разработанных картин природы, он пишет не лирические пейзажи, а свое состояние.
Ф проповедовал "искусство ради искусства". Он говорил: "Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты". И, действительно, в творчестве Ф сложно найти стихотворения, которые бы отображали реальность жизни. В любом событии, явлении он стремится показать хорошее, лучшее.
Основными темами в творчестве Ф являются: мир, как красота; человеческие чувства; поэтизация прекрасного мгновения человеческой жизни, импрессионизм (направление в искусстве, связанное с передачей предельно субъективных впечатлений от реальности, пронизанных лирикой человеческих чувств) и музыкальность.
Ф - поэт-психолог, но к тому же он еще и самый музыкальный поэт, он слышит музыку жизни ("Как улыбнулся он сквозь сон под яркий посвист соловьиный"). Многие из его стихотворений положены на музыку, в том числе и стихотворение, которое я бы хотел прочитать. Стихотворение…положено на музыку Балакиревым, Римским-Корсаковым и др.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!… (1850г.)

Когда читаешь стихотворение … нет смысла сразу же, как в прозе или в драме искать последовательности действия и логического соответствия отд частей. В стихотворении дивно отразились музыка стиха и переливы голоса. Читая этот стих, мы думаем о жизни. В мире, рисуемом поэтом, все едино и все говорит человеку: жить! Это стихотворение исполнено трепета жизни, движения. Но движения не бурного, резкого, порывистого, а затаенного, едва приметного. Ф работает как живописец, он озабочен тем, чтобы каждое выражение "было картиной". Поражает в стихотворении еще и то, что в нем полностью отсутствуют глаголы (сказуемые). Для усиления впечатления Ф использует эпитеты: "Серебро и колыханье сонного ручья", "В дымных тучках пурпур розы". Ф использует инверсию: "В дымных тучках пурпур розы".

@темы: Учебная тупизна^^

09:52

№12

Дыши
Вечные темы, основные мотивы поэзии Тютчева (9,1).

Основными темами творчества Т являются философская, пейзажная, любовная лирика.
Пейзажная лирика. Т заслужено называли "певцом природы" и "мастером пейзажа в стихах". Он был славянофил по убеждениям, он двадцать лет прожил за границей, в Мюнхене, он был воспитан западной цивилизацией, но он не на минуту не мог забыть Р, ее широких просторов, быстрых рек, широкого неба. Он был единственным поэтом, кто сумел в стихах воспроизводить не натуру, а впечатления. Любимое время года Т была весна и поэтому большинство стихотворений из его пейзажной лирики посвящены весне ("Весенняя гроза", "Весенние воды", Зима недаром злится").
Философская лирика. В фил. лир. Т часто встречается обращение к читателю в повелительном наклонении. Т подчеркивал особ-ть каждого человека (чувство, внутр. жизнь). В своих стихах Т превозвышал внутр. сост-е человека над внешн. В фил. лир. Т наблюдается страшное раздвоение человека. Т был человеком-консерватором, но в нем была живая, ищущая душа.(Silentium, Славянам, Цицерон)
Любовная лирика. Самые яркие любовные стихи Т (Весь день она лежала в забытьи; О, как убийственно мы любим) относятся к так называемому Денисьевскому циклу. Стихи в этом цикле посвящены Денисьевой, женщине, которую он бесконечно любил.
Т лирику еще иногда называют пейзажно-философской. Она показывает переходные моменты в жизни природы. Т говорил: "Познавая жизнь природы, познаю жизнь своей души" Главные вопросы в лирике Т: Смысл чел бытия? Есть ли чел счастье? Возможна ли идеальная любовь?

Как хорошо ты, о море ночное -
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сиянием облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая
Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

Стихотворение … написано в 1865 г. В этом стих. Т описывает ночное море. Во время чтения создается впечатление, как будто ты находишься на морском берегу ночью. Кажется, что ты действительно очутился перед чем-то воистину громадным, могучим. И благодаря тому, что Т очень точно передал настроение, читатель преклоняется пред этой мощью. Т сравнивает море с чем-то живым, с чем-то из плоти и крови: "В лунном сиянии, словно живое, ходит, и дышит, и блещет оно.". И все, что вокруг моря, даже звезды, как будто живое: "Чуткие звезды глядят с высоты" - здесь Т использует олицетворение. Т использует инверсию, чтобы передать игру света на водной глади, выделить ее: "Тусклым сиянием облитое море". Он также использует анафору: "Зыбь ты великая, зыбь ты морская". Т исп. Гиперболу, чтобы показать нам силу морских волн: "Волны несутся, гремя и сверкая". Т как бы обращается к морю: "Как хорошо ты, о море ночное". Он исп. Аллитерацию, опять же для усиления эффекта: "Волны несутся, гремя и сверкая". С помощью всех этих выразительных средств языка, Т доносит до нас нужную атмосферу преклонения перед стихией.

@темы: Учебная тупизна^^

09:50

№10

Дыши
Ромаи И. С. Тургенева "Отцы и дети". Смысл названия и основной конфликт.

События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ.
После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети" вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не приял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале "Современник", назвал Базарова "асмодеем нашего времени".
Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И. С. Тургенева. Как настоящий, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа- разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.
Главная проблема, поставленная в романе, уже звучит в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл.
С одной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической литературы. В этой связи герои романа делятся на два лагеря: "отцы" (Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы; Василий Иванович Базаров) и "детей" (Аркадий и Базаров).
С другой стороны, - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов. Тогда действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести.
Итак, основной сюжет романа построен на противопоставлении взглядов разночинца и дворянина.
Среди героев романа наиболее активными представителями непримиримых мировоззрений являются Базаров и "аристократ до мозга костей" Павел Кирсанов. Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой он вращался всю свою молодость. Он следовал "принсипам" везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он жил всю жизнь. Он сохранил свои привычки неизменными, хотя, с практический точки зрения, это было неудобно. А для нигилиста Базарова это было просто смешно.
По внешности, по убеждениям Павел Петрович аристократ. Правда, как пишет Писарев, "убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит" и "по привычке доказывает в спорах необходимость "принсипов". Его принципы заключаются, во-первых, во взглядах на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки. Кирсанов толкует о России , о "русской идее", но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит, сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.
Он, видя, что не может победить нигилиста в споре, не может поколебать его нравственные устои, вернее отсутствие их, прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Евгений принимает вызов, хотя считает это выходкой полоумного "аристократишки". Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью сатирического изображения автор подчеркнул нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силою заставить молодое поколение думать так же, как поколение отцов. Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Базарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича.
Для молодых нигилизм - определенная политическая и жизненная позиция. Но одни воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). И сейчас они только опошляют идеи, которые "проповедует" Базаров.
Но в романе есть настоящий нигилист, который отдает отчет своим мыслям, своим убеждениям. Это Базаров. Он интересуется естественными науками и собирается продолжить дело отца, уездного лекаря. По убеждениям он нигилист и насмехается над "принсипами" Павла Петровича, считая их ненужными и просто смешными. Базаров находит, что лучше отрицать, и он отрицает. На восклицания Павла Петровича: "Но надо же что-то строить!" - он отвечает: "Это уже не наше дело". Евгений язвительно относится к романтикам, но, оставшись один, осознает романтика в себе. Жизнь жестока подшутила над Базаровым. Не верящий в любовь он полюбил, а его любовь отвергли.
Базаров пытается развенчать бездейственные "принсипы", не принимает иллюзорную мечтательность. Но вместе с тем он отказывается от великих достижений культуры ("Рафаель гроша медного не стоит"), утилитарно воспринимает природу.
Т не видел возможности приложения всех творческих потенциальных сил для революционно настроенного Б. Б умирает со словами: "Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?". Таков трагический итог жизни Евгения.
Главное, что Т замечательно удалось показать, это смену отживающих форм сознания новыми, трагичность положения людей, первыми произносящими слово: "Вперед!".

@темы: Учебная тупизна^^

09:47

№6

Дыши
Характер и судьба Обломова. Что такое Обломовщина?

Роман О был написан ИАГончаровым в 1859 г. и тотчас же привлек внимание критиков, поставленными в романе проблемами.
И.И. Обомов - коренной, народный наш тип. О символизирует собой древнюю патриархальную Р, со старым укладом жизни. О еще в детстве получил толчок для образования настоящей Обломовской личности. Г показывает нам детство ИИО через его сон. В детстве О берегли и лелеяли, любовь его матери доходила до абсурда. В кругу, в котором воспитывался О, равно как и между крестьян существовало огромное количество различных суеверий и поверий. Хозяева отдавали самые нелепые распоряжения своей прислуге, что в последствии мы замечаем в О. Деревня О, Обломовка объедалась и спала, проводила день за днем, не желая никаких перемен. Впоследствии О вел именно такой образ жизни.
Но у О полный и сложный характер
Г в предметах, окружающих О угадывает характер их хозяина. На всех вещах заброшенность, следы запустения, на зеркалах толстый слой пыли. Г использует внутренние монологи героя, из которых мы узнаем, что О - живой и сложный человек. Погружаясь в воспоминания, О чувствует упрек за бездарно прожитую жизнь. Перед О встает вопрос: " Отчего я такой?"
О лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что как человек не желает жить в ущерб своему нравственному достоинству. Его бесконечное лежание воспринимается в романе не только, как нечегонеделание, но и как отрицание бюрократизма, светской суеты.
Ясно, что О не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка удовлетворять свои желания не путем собственных усилий, а от других - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства.
Секрет романа в том, что Г сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление - "Обломовщина". "О" - это барство, бездействие. По Добролюбову, "О" - новое слово нашего общ развития, которое служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.
О погубило бездействие, лень, утрата интереса к жизни, бездеятельное стремление к иной жизни. Дальше желаний и мечтаний у О дело не идет. Он постоянно остается рабом чужой воли и никогда не возвышается до того, чтобы проявить какую-нибудь самостоятельность (самобытность).
О - человек старых укладов, он не может вписаться в новую жизнь. Его "природные богатства" - доброта и верность. Именно за это его и полюбила Ольга и Штольц был ему верным другом до конца жизни. Ленивый духовно и физически, неприспособленный к трудовой жизни О служит ярким примером разлагающегося общества. Его желания проявляются только в форме "а хорошо бы, если бы это сделалось"

@темы: Учебная тупизна^^

09:46

№4

Дыши
Пьеса Островского "Гроза" в восприятии современников и в вашем восприятии.

Пьеса А.Н. Островского "Гроза" была написана по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве.
Современник Островского, Гончаров, будучи восхищенным этой пьесой, говорил: "Прежде всего, она поражает смелостью создания плана: увлечение нервной, страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжелое искупление вины, - все это исполнено живейшего драматического интереса и введено с необычайным исскуством и знанием сердца". Добролюбов в своей статье "Луч света в темном царстве" разделил мнение Гончарова. Он писал: "Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимное отношение самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагичных последствий...".
В "Грозе" автор показал нам жизнь в купеческой семье. Первое знакомство с Катериной показывает нам, что автор на стороне этой милой, но гордой женщины. Катерина не привыкла к унижению, оскорблению человеческого достоинства, потому что она была воспитана по-другому. Автор показывает, что К - натура свободолюбивая, и, попав в дом Кабанихи, словно в клетку, она долго жить там нее сможет. Островский оправдывает и последний поступок Катерины, соглашаясь с ее смертью. Автор еще раз подчеркивает, что решиться на самоубийство может только сильный человек.
Я считаю, что К - действительно "ЛСВТЦ", т. к. она смогла бросить вызов всей самодурной силе. Она не будет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти. Конечно, горько и грустно такое освобождение, но другого выхода у этой женщины не было. Хорошо еще, что нашла она силы на этот страшный поступок. Вот почему Добролюбов назвал Катерину "Лучом света в темном царстве".
В самоубийстве Катерины драматург видел проявление силы, а не слабости. Схожее мнение и у Добролюбова. Островский был благодарен критику за статью "Темное царство", "проливающую свет" на избранный писателем путь. Добролюбов считал, что "характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не только в драматургической деятельности Островского, но и во всей мировой литературе". В своем "восстании" против произвола самодурного царства она проявляет "героическое самоотвержение". Ее стихийный протест, утверждает критик, символизирует борьбу угнетенных людей за свои права. В своих поступках героиня руководствуется естественным стремлением человека к свободе.
Д.И. Писарев в статье "Мотивы русской драмы" не соглашается с Добролюбовым, считая поступок Катерины бессмысленным, а сравнение ее с лучом - надуманным. Он не видит, что поступок Катерины как-то изменил или подорвал "устои темного царства ", считая, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, пойдет своим чередом.
Чтобы понять отличие оценок критиков нужно учесть годы опубликования их работ. Статья " Луч света в темном царстве" создана в 1860 г. на кануне крестьянской реформы, в год общественного подъема, вызвавшего надежду на социальные перемены в России. "Мотивы русской драмы" написаны в 1864 году, в период спада демократического движения.
Как бы там ни было, как бы критики не расценивали поступок Катерины, она, бесспорно, вызывает сочувствие у читателей и зрителей. А сам Островский не написал бы пьесы, если бы не сочувствовал и не сопереживал своей героине.

@темы: Учебная тупизна^^

09:45

№3

Дыши
Русская Провинция в изображении А. Н. Островского

А. Н. Островский - один из интереснейших людей в истории русского театра и литературы. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. В них всегда звучит протест против унижения человека, против подмены нравственных ценностей, когда настоящая любовь уступает место выгодной партии.
На кануне реформы 1861 года пьеса "Гроза" стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского - народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнёта неподвижного "тёмного царства" и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды.
Писатель подробно, конкретно, многосторонне обрисовывает город Калинов, который имеет обобщающий смысл. Это собирательный образ поволжских городов России, в котором сосредоточились все типичные стороны жизни. Город расположен на берегу Волги, символизирующей Россию. Вот почему немаловажную роль в произведении играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним видится его красота. Так, например, Кулигин восклицает: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!". Другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, картина ночного гуляния молодёжи, песни, рассказы Катерины о детстве - всё это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает её с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царит грубость, бедность, здесь "честным трудом никогда не заработать" "насущного хлеба", здесь купцы "торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти". Жители на видят ничего нового, не знают о нем, да и не хотят знать. Все сведения здесь получают от невежественных странниц, которые убеждают людей в том, что именно Калинов - земля обетованная.
Монолог Кулигина.
В центре этого замкнутого "тёмного царства" стоит грубая и невежественная купчиха - Кабаниха. Она защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев города Калинова. Она диктует нравственные законы всему городу, навязывает свою волю всем окружающим и требует беспрекословного повиновения. Она ненавидит всё новое. Кабаниха ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по её представлениям, возможно только, если основой семейных отношений будет страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению.
Другой представитель "тёмного царства" - Дикой. Основной смысл его жизни - обогащение. Жажда денег превратила его в безрассудного скрягу. Сильный материально, он слаб духовно. Чем более он богатеет, тем бесцеремоннее он становиться. Он действует по своей прихоти, не считаясь с другими. Грубый и бесцеремонный, он другим уже быть не может. Но он отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Так, например, он пасует перед Кабановой.
Единственной героиней, которая противостоит Кабанихе да и всему калиновскому обществу, является Катерина. Она не может принять устои жизни "темного царства", его законы. Гибель Катерины можно понимать, как результат столкновения с самодурами, видеть в ней жертву семейного гнёта и жестокости порядков города Калинова.

@темы: Учебная тупизна^^