09:45

№2

Дыши
Тема любви в пьесе Островского Гроза.

Александр Николаевич О впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы купечества, нарисовал колоритные образы самодуров, мир "темного царства". "Г" привлекает нас остротой конфликта между людьми, живущими по принципам правды и совести и теми, для которых погоня за богатством и положением в обществе сместила все нравственные ориентиры (Кабаниха, Дикой). Пьесы Островского дают ответы на вечные вопросы жизни - о смысле человеческого существования, о счастье, о любви. Главный смысл жизни можно определить словами персонажей из пьесы "Снегурочка" Весны: "На свете все живое должно любить". В пьесе Островского "Гроза" эта идея связана с образом Катерины. Трагичен ее уход из жизни. "Вызовом темному царству и его самодурной силе" прозвучало такое завершение драмы. Искренность, эмоциональность Катерины не может встретить понимания в темном царстве кабанихинского дома. Душе ее тесно, тяжело. Гордая, волевая, мечтавшая о семейном счастье, Катерина выдана замуж за слабого, безответного Тихона, лишена радости материнства. В атмосфере жестоких нравов, лжи, притворства, страдая от одиночества, она полюбила Бориса, человека безвольного, неспособного на решительные действия. Катерина с нежностью вспоминает родительский дом, но ведь и там, так же, как и у Кабановых не поняли бы ее чувств к Борису. Трагедия Катерины закономерна, потому что не сможет она при своем свободолюбии, чувстве человеческого достоинства, жажде жизни, любви смириться с затхлым существованием калиновского мира. Но и любовь к Борису - трагедия. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. "Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?"; "Зачем ты моей погибели хочешь?". Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя его идёт на верную гибель! "Не жалей, губи меня!" - восклицает она, отдавшись этому чувству. Эмоциональный подъем, вызванный этим новым для героини чувством, соединяется с горьким сознанием греха, преступления. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись наказания. Она не только не прячется, не таится, но "громко, во весь голос" зовёт любимого: "Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!". Только горячая вера в любовь, надежда на сострадание остаются с Катериной в момент гибели.
Тема любви проявляется и в других персонажах (образах). Так Тихон по-своему любит Екатерину (в меру своей индивидуальности, своей слабохарактерной натуры), но его чувства ограничиваются определенной мерой сострадания, понимания. Отсутствие именно волевого, активного, мужского начала вызывает ощущение неполноценности чувства любви. Но его постоянная готовность простить Катерину говорит о своеобразном проявлении его понимании любви.

@темы: Учебная тупизна^^

09:43

№1

Дыши
Общая характеристика литературного процесса 50-60 годов 19века.

Общественная жизнь страны в 50-60 годы сильно усложнилась, возникло множество политических направлений, которые спорили друг с другом. Основной вопрос, стоящий в то время - это крестьянский вопрос. Начался подъем чувства личности. Как сказал Л.Т. : "Кто не жил в 60-е годы, тот не знает жизнь". Пестрой и многослойной оказалась и картина литературного процесса. Достаточно сказать, что в 60-е годы были написаны такие произведения, как ГРОЗА О, ОИД Т, ЧД Ч, ПИН Д, ВИМ Т, начата КНРЖХ Н. Более многоголосной по сравнению с 30-ми - 40-ми годами стала и критика. Но критическая мысль специализировалась по отдельным направлениям и школам. Разнообразие лит. - крит. оценок во 2-й половине19 в. было связано с нарастающей общественной борьбой.
В общественном движении вступают в бескомпромиссную борьбу 2 исторические силы - рев. дем. и либерализм. Либералы считали, что для освобождения крестьян должна произойти реформа "сверху"; рев. дем. считали, что необходим кр. бунт. Обществ. движение 60-х г. проходит в 3 этапа. С 1855 -1858: происходит размежевание общ. сил; с 1859 -1861: напряженная борьба между ними; с 1862 - 1869: резкий спад движения, завершающийся наступлением правительственной реакции. Либеральное движение можно разделить на западников, славянофилов.
Западники считали что история Р начинается с петровских реформ, отстаивавших традиции "чистого искусства", обращенного к вечным вопросам (Дружинин, Анненков, "Русский вестник"). Бесспорным достоинством либерально-западнической критики было пристальное внимание к специфике литерату-ры, к отличию ее художественного языка от языка науки. публицистики, критики.
Славянофилы считали, что у Р свой собственный путь развития, отличный от западных стран, не принимавших в рус. прозе и поэзии соц. - аналитич. Начал, им был чужд утонченный психологизм. ("Русская беседа").
Почвенники, сглаживали крайности рев. дем. и либералов и считавших, что рус. общ-во должно соединится с народной почвой и принять в себя нар. элементы, отсюда и их название Но, в отличие от славянофилов, они не отрицали положительной роли реформ Петра 1 и "европеизированной" русской интеллигенции, призванной нести народу просвещение и культуру. ("Время", "Эпоха", Достоевский, Григорьев, Страхов).
К Рев.демам относились Черныш, Добр, Некрас. Они издавали журнал "Современник".
Добролюбов стал основателем оригинального критическо-го метода. Он видел, что большинство русских писателей не разделяют революционно-демократического образа мыслей. Задачу своей критики Добролюбов видел в том, чтобы по-своему завершить начатое писателем дело и сформулировать тот приговор жизни, который не могли вынести многие русские писатели. Свой метод осмысления творчества писателя Добролюбов называл "реальной критикой".

@темы: Учебная тупизна^^