"Мысль семейная" в романе Толстого "ВиМ" (10,2)
Семейная тема пронизывает от начала до конца ВИМ. Существенную роль в романе-эпопее играет поэзия семейных гнезд Б и Р, торжеством семейных начал завершается эпилог.
Эпилог ВИМ - это гимн Т духовным основам семейственности, как высшей форме единения между людьми. Собираются 2 семьи, оказываются женщины - Наташа и Марья. Марья чутко понимает детей, она, как будто, видит их душу, а На Р остается хранительницей ценностей народной жизни. Женщины гасят споры между мужчинами, переводят их в мирное русло. Так женские сердца охраняют гармонию семейной жизни, урезонивают разгорячившихся мужчин и смягчают домашние конфликты. Женщины, по Т - хранительницы семейного очага, должны соединяющие столь непохожие начала Б и Р, а также через ПБ еще и каратаевские начала. Хранителями семейных устоев воспитывать детей, а их много и у На и у княжны Марьи - в этом высшее предназначение женщины на Земле.
Т считал, что именно в семье воспитываются нравственные устои, сущность человека. Поэтому, показывая семьи в развитии, он показывает нам быт и нравы Б и Р. Быт и нравы семьи Ростовых отличаются от оных в семье Б. Семья Р - это простые, русские люди, добрые, чуткие друг к другу, внимательные, заботливые, честные и правдивые, патриоты в полном смысле слова. В доме все говорят на русском языке, чтят русские традиции. В отношениях между членами этой семьи отсутствует лицемерие, фальшь, карьеризм, расчет. Это приветливые, гостеприимные люди, добродушные, радушные, щедрые. В доме Р царит добро, правда, простота. В этой семье крепкие нравственные основы жизни. Р характеризует "Чистота нравственного чувства", чему нет места в высшем свете. Но Т вовсе не идеализирует семью Р. Илья Андреевич Р - безалаберный человек, непрактичный, мот (транжир). Все живут весело, праздно, беззаботно. Несмотря на доброе отношение к слугам, имеют место черты крепостничества.
Семья Б описана с несомненной симпатией. В ней показаны 3 поколения. В этой семье все чрезвычайно деятельные, каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности. Николай Андреевич считал двумя источниками благодетели: деятельность и ум, а двумя источниками порока: праздность и суеверие. Воспитывая свою дочь, он не хотел, чтобы она была похожа на светскую барышню. Поэтому он давал ей уроки алгебры и геометрии и распределил всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Но дети любят его. Отец тоже любил их, но не показывал отцовские чувства. В доме Б никто не выказывал своих истинных чувств, и даже провожая А на войну, он фактически выгнал его, чтобы не показать своей слабости. Также, как и Р Б живут по старинке, по дедовским обычаям, также близки к народу и ко всему русскому, патриоты, способные на искреннюю любовь, чутки друг к другу, заботливы, считают своим долгом служить Родине.