Дыши
Гуманизм романа Достоевского "Преступление и наказание".
Роман Достоевского "Преступление и наказание" - одно из сложнейших произведений русской литературы. В истории заблудшей, а затем преображенной души много поучительного для нашей современности. В центре внимания писателя страшная действительность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением личности.
Главного героя " Преступление и наказание" волновали всем близкие и вместе с тем трудноразрешимые вопросы. Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве?
Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его крайне тяжелом положении. Он "был задавлен бедностью". Не менее исчерпывающе писатель характеризует внутренний склад личности Раскольникова: "...угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик". Но он великодушен и добр.
Вынашивая свою теорию, сначала Раскольникову казалось, что она была гуманна. Чтобы проверить ее, он хочет убить старушонку-процентщицу. Он также хотел доказать себе, что он не "тварь дрожащая", а "право имеющий". К тому же он уравновешивал жизнь одной никчемной старушонки и жизнь многих людей, которых, как он думал, он сможет спасти, заполучив ее деньги. Однако Раскольников не учитывает собственного психологического склада. И когда совершает преступление, испытывает потрясение, ужас, отчуждение от близких, отвращение к себе. (Он как будто ножницами отрезал себя от всего остального мира).
Автор прибегает к интересному приему самораскрытия героя - к передаче его снов. В сне Р автор показывает бессмысленное, жестокое убийство клячи, своим пьяным, озверевшим хозяином в мрачных красках. Этот сон многозначен. Во-первых, здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Все это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя. Во-вторых, сон воспринимается символом существующих порядков. Д показывает несправедливую, грубую и жестокую жизнь того времени.
Есть еще одно, может быть, самое главное значение сна. Оно - в раскрытии внутреннего отношения самого Раскольникова к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь ассоциируется с задуманным Раскольниковым убийством.
Проснувшись, потрясенный Родион сразу с ужасом вспоминает о том, что он задумал сделать, - о предстоящем убийстве старушонки-процентщицы, и не верит, что он способен это совершить.
Под влиянием сна происходит, однако, и активизация двух мотивов предполагаемого убийства. Один - ненависть к мучителям "клячонки". Другой - желание подняться до положения судьи, "иметь право" покарать жестоких, несносных "хозяев". Но Раскольников не учел третьего фактора - неспособности доброго человека пролить кровь.
В конце романа Раскольников понимает, что путем, пролития крови, переступания через других людей нельзя решить социальных противоречий.
Роман Достоевского "Преступление и наказание" - одно из сложнейших произведений русской литературы. В истории заблудшей, а затем преображенной души много поучительного для нашей современности. В центре внимания писателя страшная действительность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением личности.
Главного героя " Преступление и наказание" волновали всем близкие и вместе с тем трудноразрешимые вопросы. Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве?
Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его крайне тяжелом положении. Он "был задавлен бедностью". Не менее исчерпывающе писатель характеризует внутренний склад личности Раскольникова: "...угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик". Но он великодушен и добр.
Вынашивая свою теорию, сначала Раскольникову казалось, что она была гуманна. Чтобы проверить ее, он хочет убить старушонку-процентщицу. Он также хотел доказать себе, что он не "тварь дрожащая", а "право имеющий". К тому же он уравновешивал жизнь одной никчемной старушонки и жизнь многих людей, которых, как он думал, он сможет спасти, заполучив ее деньги. Однако Раскольников не учитывает собственного психологического склада. И когда совершает преступление, испытывает потрясение, ужас, отчуждение от близких, отвращение к себе. (Он как будто ножницами отрезал себя от всего остального мира).
Автор прибегает к интересному приему самораскрытия героя - к передаче его снов. В сне Р автор показывает бессмысленное, жестокое убийство клячи, своим пьяным, озверевшим хозяином в мрачных красках. Этот сон многозначен. Во-первых, здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Все это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя. Во-вторых, сон воспринимается символом существующих порядков. Д показывает несправедливую, грубую и жестокую жизнь того времени.
Есть еще одно, может быть, самое главное значение сна. Оно - в раскрытии внутреннего отношения самого Раскольникова к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь ассоциируется с задуманным Раскольниковым убийством.
Проснувшись, потрясенный Родион сразу с ужасом вспоминает о том, что он задумал сделать, - о предстоящем убийстве старушонки-процентщицы, и не верит, что он способен это совершить.
Под влиянием сна происходит, однако, и активизация двух мотивов предполагаемого убийства. Один - ненависть к мучителям "клячонки". Другой - желание подняться до положения судьи, "иметь право" покарать жестоких, несносных "хозяев". Но Раскольников не учел третьего фактора - неспособности доброго человека пролить кровь.
В конце романа Раскольников понимает, что путем, пролития крови, переступания через других людей нельзя решить социальных противоречий.