Дыши
ЛИЧНОСТЬ И НАРОД В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"
В произведении ВИМ мы ясно видим, созданные Т образы выдающихся личностей, образ несокрушимого русского народа. Величие русского народа, его беззаветная любовь к родине, стойкость в борьбе нашло отражение в романе. Изображению простого народа автор ВИМ уделяет много внимания.
Наполеоновское начало воплощено в романе не только в образе его главного носителя - Наполеона Бонапарта, но и в образах целого ряда персонаже как центральных, так и второстепенных. Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина. Между этими очень разными героями есть одно существенное для Толстого сходство: в своем отношении к народу эти люди стремятся возвыситься над ним, стремятся управлять народом.
Наполеон считает, что он управляет огромными массами, решает судьбы людей, но писателю он видится ничтожным. Толстой отказывается признать желания "великих людей" быть причинами событий огромного исторического масштаба. Т считает, что если один человек решит изменить ход истории, то этому должно будет способствовать множество совпадений. "Личность не может изменить историю" - таково собственное мнение Т.
Их отношение к народу складывается из представления, что это просто толпа, беспре-кословно повинующихся повелителю. Но так ведет себя именно толпа, которой становятся польские уланы, изображенные Толстым в сцене переправы через Неман.
Толстой не считал простой народ легко управ-ляемой однородной массой. Его понимание народа гораздо глубже. В произведении, где "мысль народная" стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера, воплощенные в таких персонажах, как Тихон Щербатый, - партизан, жестокий и безжалостный по отношению к врагам, характер естественный, но Толстому малосимпатичный; и Платон Каратаев, который относился по-человечески ко всем, кто его окружал. Характеры Тихона и Каратаева противоположны, но оба они - отраже-ние разных сторон сложного и противоречивого народного характера. Народ для Толстого - это море, в глубинах которого таятся неведомые и не всегда понятные силы. И это море Толстой отнюдь не склонен был идеализировать (пример, бунт в Б).
Не случайно для того, чтобы показать мощь народного движения, Т обращается к войне 1812г. Война заставляет каждого действовать и поступать так, как надо поступить. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству.
Таким образом, мир- это не бездушная толпа, а она состоит из отдельных личностей, не потерявших своей ин-дивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу из соображения, что жить в ней под властью Бонапарта нельзя, даже если тебе непосредственно не угрожает никакая опасность. Участниками становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам. Все они деятельные участники народной жизни. В противоположность безликой толпе появляются люди, каждый из которых ощущает, что от него зависит исход событий и что причина этих событий - все они, а вовсе не Наполеон или Александр. Очень сильно почувствовала это единение Наташа во время молебна по случаю войны, понимая, что мир - именно как "все вместе, без различия сословий".
Герои Толстого способны жить общей жизнью, все вместе. Изобразить жизнь мира - вот задача Толстого, создающего "эпопею народной жизни". И в образе Кутузова Толстой воплощает свои представления о том, каким должен быть человек, поставленный во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущает себя участником народной жизни. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности
В произведении ВИМ мы ясно видим, созданные Т образы выдающихся личностей, образ несокрушимого русского народа. Величие русского народа, его беззаветная любовь к родине, стойкость в борьбе нашло отражение в романе. Изображению простого народа автор ВИМ уделяет много внимания.
Наполеоновское начало воплощено в романе не только в образе его главного носителя - Наполеона Бонапарта, но и в образах целого ряда персонаже как центральных, так и второстепенных. Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина. Между этими очень разными героями есть одно существенное для Толстого сходство: в своем отношении к народу эти люди стремятся возвыситься над ним, стремятся управлять народом.
Наполеон считает, что он управляет огромными массами, решает судьбы людей, но писателю он видится ничтожным. Толстой отказывается признать желания "великих людей" быть причинами событий огромного исторического масштаба. Т считает, что если один человек решит изменить ход истории, то этому должно будет способствовать множество совпадений. "Личность не может изменить историю" - таково собственное мнение Т.
Их отношение к народу складывается из представления, что это просто толпа, беспре-кословно повинующихся повелителю. Но так ведет себя именно толпа, которой становятся польские уланы, изображенные Толстым в сцене переправы через Неман.
Толстой не считал простой народ легко управ-ляемой однородной массой. Его понимание народа гораздо глубже. В произведении, где "мысль народная" стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера, воплощенные в таких персонажах, как Тихон Щербатый, - партизан, жестокий и безжалостный по отношению к врагам, характер естественный, но Толстому малосимпатичный; и Платон Каратаев, который относился по-человечески ко всем, кто его окружал. Характеры Тихона и Каратаева противоположны, но оба они - отраже-ние разных сторон сложного и противоречивого народного характера. Народ для Толстого - это море, в глубинах которого таятся неведомые и не всегда понятные силы. И это море Толстой отнюдь не склонен был идеализировать (пример, бунт в Б).
Не случайно для того, чтобы показать мощь народного движения, Т обращается к войне 1812г. Война заставляет каждого действовать и поступать так, как надо поступить. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству.
Таким образом, мир- это не бездушная толпа, а она состоит из отдельных личностей, не потерявших своей ин-дивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу из соображения, что жить в ней под властью Бонапарта нельзя, даже если тебе непосредственно не угрожает никакая опасность. Участниками становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам. Все они деятельные участники народной жизни. В противоположность безликой толпе появляются люди, каждый из которых ощущает, что от него зависит исход событий и что причина этих событий - все они, а вовсе не Наполеон или Александр. Очень сильно почувствовала это единение Наташа во время молебна по случаю войны, понимая, что мир - именно как "все вместе, без различия сословий".
Герои Толстого способны жить общей жизнью, все вместе. Изобразить жизнь мира - вот задача Толстого, создающего "эпопею народной жизни". И в образе Кутузова Толстой воплощает свои представления о том, каким должен быть человек, поставленный во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущает себя участником народной жизни. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности