Дыши
Пути духовных исканий героев Л.Н. Т. (14,2)
Т, задумывая роман ВИМ, говорил: "…Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живущих в самых выгодных условиях жизни, свободных от бедности, от невежества и независимых…"
ЛНТ создавал роман ВИМ в бурную эпоху русской жизни, после падения крепостного права. В Р шла напряженная общественно-политическая борьба. Одним из ведущих философских и политических вопросов стал вопрос о роли народа и личности в истории. В центре его внимания, как весь русский народ, так и сложные судьбы отдельных людей, пути формирования их личности. В мире напряженных исканий смысла жизни живут главные герои романа АБ и ПБ. Постепенно меняется образ их жизни, внутренний мир.
АБ чувствует пошлость, призрачность жизни людей своего круга. Это порождает в нем жажду настоящей жизни и больших свершений. Возможность их осуществления он видит в военной службе. Кн А мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумиром является Нап. Чтобы добиться своего, Б появляется в самых опасных местах сражений, но невиданного подвига совершить не удалось. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровался в своих мечтаниях. Он чувствует ложный патриотизм штабных офицеров. Тяжело раненый, оставаясь на поле сражения, Б переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое и справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Дальнейшие события приводят его к мысли, что он должен жить для себя и своих близких. Но натура князя А не может ужиться в таком узком мирке. Слова ПБ: "Надо жить, надо любить, надо верить" глубоко запали в душу А и способствовали возрождению его к жизни. Он понял, что нужно жить так, "чтобы не для одного меня шла моя жизнь".
Так же, как АБ, ПБ ищет ответа на вопрос: что делать, чему посвятить свою жизнь. Не видя своего места в жизни, не зная, куда деть огромные силы, П ведет разгульную жизнь. Он понимает, что такая жизнь не для него, что должен вырваться из этого общества, но у него не хватает на это сил. Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. После брака с ЭК он понимает свою ошибку, понимает, что был обманут. После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. П верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни". Делая добро людям, П уверен, что в этом состоит смысл его жизни.
Война 1812г. совершила крутой переворот в мировоззрении П. На поле Бородинского сражения ему открывается новый, ранее не знакомый ему мир простых людей. Ему хочется стать "солдатом, простым солдатом". Во французском плену он знакомится с Платоном Каратаевым, имевшим огромное влияние на формирование нового взгляда на жизнь. После возвращения из плена ПБ сильно внутренне изменился. Женившись на Н, он счастлив и теперь его волнуют общественные проблемы. Он считает, что политический гнет, тяжелое положение общества могут быть преодолены усилиями честных людей.
По иному сложилась судьба кн А. Разочаровавшись в государственной службе, испытав кризис в любви к Н, он также возрождается душой в дни народного бедствия, но смерть оборвала его нравственный поиск.
Во многом различны, но во многом и похожи главные герои романа. По разному идут они к поиску своего смысла жизни, но оба приходят к выводу, что смысл этот в служении Отчизне и людям.
Т, задумывая роман ВИМ, говорил: "…Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живущих в самых выгодных условиях жизни, свободных от бедности, от невежества и независимых…"
ЛНТ создавал роман ВИМ в бурную эпоху русской жизни, после падения крепостного права. В Р шла напряженная общественно-политическая борьба. Одним из ведущих философских и политических вопросов стал вопрос о роли народа и личности в истории. В центре его внимания, как весь русский народ, так и сложные судьбы отдельных людей, пути формирования их личности. В мире напряженных исканий смысла жизни живут главные герои романа АБ и ПБ. Постепенно меняется образ их жизни, внутренний мир.
АБ чувствует пошлость, призрачность жизни людей своего круга. Это порождает в нем жажду настоящей жизни и больших свершений. Возможность их осуществления он видит в военной службе. Кн А мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумиром является Нап. Чтобы добиться своего, Б появляется в самых опасных местах сражений, но невиданного подвига совершить не удалось. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровался в своих мечтаниях. Он чувствует ложный патриотизм штабных офицеров. Тяжело раненый, оставаясь на поле сражения, Б переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое и справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Дальнейшие события приводят его к мысли, что он должен жить для себя и своих близких. Но натура князя А не может ужиться в таком узком мирке. Слова ПБ: "Надо жить, надо любить, надо верить" глубоко запали в душу А и способствовали возрождению его к жизни. Он понял, что нужно жить так, "чтобы не для одного меня шла моя жизнь".
Так же, как АБ, ПБ ищет ответа на вопрос: что делать, чему посвятить свою жизнь. Не видя своего места в жизни, не зная, куда деть огромные силы, П ведет разгульную жизнь. Он понимает, что такая жизнь не для него, что должен вырваться из этого общества, но у него не хватает на это сил. Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. После брака с ЭК он понимает свою ошибку, понимает, что был обманут. После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. П верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни". Делая добро людям, П уверен, что в этом состоит смысл его жизни.
Война 1812г. совершила крутой переворот в мировоззрении П. На поле Бородинского сражения ему открывается новый, ранее не знакомый ему мир простых людей. Ему хочется стать "солдатом, простым солдатом". Во французском плену он знакомится с Платоном Каратаевым, имевшим огромное влияние на формирование нового взгляда на жизнь. После возвращения из плена ПБ сильно внутренне изменился. Женившись на Н, он счастлив и теперь его волнуют общественные проблемы. Он считает, что политический гнет, тяжелое положение общества могут быть преодолены усилиями честных людей.
По иному сложилась судьба кн А. Разочаровавшись в государственной службе, испытав кризис в любви к Н, он также возрождается душой в дни народного бедствия, но смерть оборвала его нравственный поиск.
Во многом различны, но во многом и похожи главные герои романа. По разному идут они к поиску своего смысла жизни, но оба приходят к выводу, что смысл этот в служении Отчизне и людям.