Дыши
Проблема счастья, долга, смысл жизни в "Кому на Руси жить хорошо"
Поэма "КНРЖХ" это итог раздумий авторы о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобный сюжету народных сказок построен как путешествие крестьян в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их найти "счастье мужицкое". В поэме решается главный вопрос современности: Народ освобожден, но счастлив ли народ? Возникает и другой вопрос: Каковы пути, ведущие к народному счастью.
С глубокой симпатией Н относится к тем крестьянам, которые не раболепствуют перед господами, не мирятся со своим рабским положением. Это Савелий, Матрена Тимофеевна, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин. Н хорошо понимал, что в сущности никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под ярмом у помещика.
Образом народного заступника Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной "Пир - на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Он - сын полунищего дьячка и батрачки. Он был отзывчивым и любящим сыном. Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа. Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов выбирает трудный путь борьбы за счастье угнетенных. Гриша - поэт. Он придумывает песнь "Русь" в которой воспевает пробудившуюся Россию: "Рать подымается неисчислимая, сила в ней кажется несокрушимая".
Примечательно, что, хотя ГД угрожает сибирская каторга и ранняя смерть, он единственный истинный счастливец во всей этой поэме. Некрасов всячески подчеркивает, что на поставленный его поэмой вопрос "КнРжх?" следует ответить ГД - революционному борцу за народное счастье. Счастье отдельной личности - только в служении народу. Таковы последние строки последней поэмы Некрасова.
Героем поэмы Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ. С первого взгляда народная жизнь, изображенная в этой поэме представляется очень печальной. Но голос пота звучит очень оптимистично. Иначе в сущности и быть не могло, ибо всякая поэма о русском народе, даже такая, где повествуется о его страдании не может не вызвать в поэте светлых и радостных чувств. Н недаром ввел Савелия Богатыря Святорусского - человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Н таких богатырей в русском народе миллионы. Рядом с Савелием в поэме встают образы русских крестьян: Якима Нагого - защитника чести трудового народа, Ермилы Гирина - деревенского праведника, и Матрены Корчагиной, сумевшей отстоять свое человеческое достоинство в условиях произвола и рабства. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали какая несокрушимая сила скрыта в народной душе. Можно было не сомневаться, что у такого народа есть все возможности завоевать себе счастье. Отсюда оптимизм поэмы. Сознание этой нравственной силы народной, предвещавшей победу народу в борьбе за счастливое будущее и было источником той полной оптимизма поэмы Некрасова.
Песнь Грини Добросклонова "Русь" (см. Крестьянскую тему)
Поэма "КНРЖХ" это итог раздумий авторы о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобный сюжету народных сказок построен как путешествие крестьян в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их найти "счастье мужицкое". В поэме решается главный вопрос современности: Народ освобожден, но счастлив ли народ? Возникает и другой вопрос: Каковы пути, ведущие к народному счастью.
С глубокой симпатией Н относится к тем крестьянам, которые не раболепствуют перед господами, не мирятся со своим рабским положением. Это Савелий, Матрена Тимофеевна, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин. Н хорошо понимал, что в сущности никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под ярмом у помещика.
Образом народного заступника Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной "Пир - на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Он - сын полунищего дьячка и батрачки. Он был отзывчивым и любящим сыном. Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа. Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов выбирает трудный путь борьбы за счастье угнетенных. Гриша - поэт. Он придумывает песнь "Русь" в которой воспевает пробудившуюся Россию: "Рать подымается неисчислимая, сила в ней кажется несокрушимая".
Примечательно, что, хотя ГД угрожает сибирская каторга и ранняя смерть, он единственный истинный счастливец во всей этой поэме. Некрасов всячески подчеркивает, что на поставленный его поэмой вопрос "КнРжх?" следует ответить ГД - революционному борцу за народное счастье. Счастье отдельной личности - только в служении народу. Таковы последние строки последней поэмы Некрасова.
Героем поэмы Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ. С первого взгляда народная жизнь, изображенная в этой поэме представляется очень печальной. Но голос пота звучит очень оптимистично. Иначе в сущности и быть не могло, ибо всякая поэма о русском народе, даже такая, где повествуется о его страдании не может не вызвать в поэте светлых и радостных чувств. Н недаром ввел Савелия Богатыря Святорусского - человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Н таких богатырей в русском народе миллионы. Рядом с Савелием в поэме встают образы русских крестьян: Якима Нагого - защитника чести трудового народа, Ермилы Гирина - деревенского праведника, и Матрены Корчагиной, сумевшей отстоять свое человеческое достоинство в условиях произвола и рабства. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали какая несокрушимая сила скрыта в народной душе. Можно было не сомневаться, что у такого народа есть все возможности завоевать себе счастье. Отсюда оптимизм поэмы. Сознание этой нравственной силы народной, предвещавшей победу народу в борьбе за счастливое будущее и было источником той полной оптимизма поэмы Некрасова.
Песнь Грини Добросклонова "Русь" (см. Крестьянскую тему)