Дыши
Вечные темы, основные мотивы поэзии Тютчева (9,1).
Основными темами творчества Т являются философская, пейзажная, любовная лирика.
Пейзажная лирика. Т заслужено называли "певцом природы" и "мастером пейзажа в стихах". Он был славянофил по убеждениям, он двадцать лет прожил за границей, в Мюнхене, он был воспитан западной цивилизацией, но он не на минуту не мог забыть Р, ее широких просторов, быстрых рек, широкого неба. Он был единственным поэтом, кто сумел в стихах воспроизводить не натуру, а впечатления. Любимое время года Т была весна и поэтому большинство стихотворений из его пейзажной лирики посвящены весне ("Весенняя гроза", "Весенние воды", Зима недаром злится").
Философская лирика. В фил. лир. Т часто встречается обращение к читателю в повелительном наклонении. Т подчеркивал особ-ть каждого человека (чувство, внутр. жизнь). В своих стихах Т превозвышал внутр. сост-е человека над внешн. В фил. лир. Т наблюдается страшное раздвоение человека. Т был человеком-консерватором, но в нем была живая, ищущая душа.(Silentium, Славянам, Цицерон)
Любовная лирика. Самые яркие любовные стихи Т (Весь день она лежала в забытьи; О, как убийственно мы любим) относятся к так называемому Денисьевскому циклу. Стихи в этом цикле посвящены Денисьевой, женщине, которую он бесконечно любил.
Т лирику еще иногда называют пейзажно-философской. Она показывает переходные моменты в жизни природы. Т говорил: "Познавая жизнь природы, познаю жизнь своей души" Главные вопросы в лирике Т: Смысл чел бытия? Есть ли чел счастье? Возможна ли идеальная любовь?
Как хорошо ты, о море ночное -
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сиянием облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Стихотворение … написано в 1865 г. В этом стих. Т описывает ночное море. Во время чтения создается впечатление, как будто ты находишься на морском берегу ночью. Кажется, что ты действительно очутился перед чем-то воистину громадным, могучим. И благодаря тому, что Т очень точно передал настроение, читатель преклоняется пред этой мощью. Т сравнивает море с чем-то живым, с чем-то из плоти и крови: "В лунном сиянии, словно живое, ходит, и дышит, и блещет оно.". И все, что вокруг моря, даже звезды, как будто живое: "Чуткие звезды глядят с высоты" - здесь Т использует олицетворение. Т использует инверсию, чтобы передать игру света на водной глади, выделить ее: "Тусклым сиянием облитое море". Он также использует анафору: "Зыбь ты великая, зыбь ты морская". Т исп. Гиперболу, чтобы показать нам силу морских волн: "Волны несутся, гремя и сверкая". Т как бы обращается к морю: "Как хорошо ты, о море ночное". Он исп. Аллитерацию, опять же для усиления эффекта: "Волны несутся, гремя и сверкая". С помощью всех этих выразительных средств языка, Т доносит до нас нужную атмосферу преклонения перед стихией.
Основными темами творчества Т являются философская, пейзажная, любовная лирика.
Пейзажная лирика. Т заслужено называли "певцом природы" и "мастером пейзажа в стихах". Он был славянофил по убеждениям, он двадцать лет прожил за границей, в Мюнхене, он был воспитан западной цивилизацией, но он не на минуту не мог забыть Р, ее широких просторов, быстрых рек, широкого неба. Он был единственным поэтом, кто сумел в стихах воспроизводить не натуру, а впечатления. Любимое время года Т была весна и поэтому большинство стихотворений из его пейзажной лирики посвящены весне ("Весенняя гроза", "Весенние воды", Зима недаром злится").
Философская лирика. В фил. лир. Т часто встречается обращение к читателю в повелительном наклонении. Т подчеркивал особ-ть каждого человека (чувство, внутр. жизнь). В своих стихах Т превозвышал внутр. сост-е человека над внешн. В фил. лир. Т наблюдается страшное раздвоение человека. Т был человеком-консерватором, но в нем была живая, ищущая душа.(Silentium, Славянам, Цицерон)
Любовная лирика. Самые яркие любовные стихи Т (Весь день она лежала в забытьи; О, как убийственно мы любим) относятся к так называемому Денисьевскому циклу. Стихи в этом цикле посвящены Денисьевой, женщине, которую он бесконечно любил.
Т лирику еще иногда называют пейзажно-философской. Она показывает переходные моменты в жизни природы. Т говорил: "Познавая жизнь природы, познаю жизнь своей души" Главные вопросы в лирике Т: Смысл чел бытия? Есть ли чел счастье? Возможна ли идеальная любовь?
Как хорошо ты, о море ночное -
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сиянием облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Стихотворение … написано в 1865 г. В этом стих. Т описывает ночное море. Во время чтения создается впечатление, как будто ты находишься на морском берегу ночью. Кажется, что ты действительно очутился перед чем-то воистину громадным, могучим. И благодаря тому, что Т очень точно передал настроение, читатель преклоняется пред этой мощью. Т сравнивает море с чем-то живым, с чем-то из плоти и крови: "В лунном сиянии, словно живое, ходит, и дышит, и блещет оно.". И все, что вокруг моря, даже звезды, как будто живое: "Чуткие звезды глядят с высоты" - здесь Т использует олицетворение. Т использует инверсию, чтобы передать игру света на водной глади, выделить ее: "Тусклым сиянием облитое море". Он также использует анафору: "Зыбь ты великая, зыбь ты морская". Т исп. Гиперболу, чтобы показать нам силу морских волн: "Волны несутся, гремя и сверкая". Т как бы обращается к морю: "Как хорошо ты, о море ночное". Он исп. Аллитерацию, опять же для усиления эффекта: "Волны несутся, гремя и сверкая". С помощью всех этих выразительных средств языка, Т доносит до нас нужную атмосферу преклонения перед стихией.